- Кельтская религия
- кельты, племя арийского происхождения; разделялись на несколько основных племен: галлы, белги, бритты и гаэллы. 1) Галлы (кимвры) жили между Сеной и Гароной; часть их, перейдя в нынешнюю Испанию, смешалась с иберийцами, образовав племя кельтиберов. Со своего первоначального места они в IV в. двинулись на восток и поселились в Италии, на Балканах и даже в Малой Азии, где основали Галатию. 2) Белги первоначально жили между Сеной и Эльбой, но, оттесняемые с востока, заселили лишь пространство от Сены до Рейна. 3) Бритты жили в Англии и Уэльсе. 4) Гаэллы в Ирландии и Шотландии. Религия кельтов заключалась в обоготворении сил природы и в поклонении священным местам и рощам. Главной особенностью кельтской религии являлся друидизм. Друиды жрецы, заведующие всеми религиозными отправлениями кельтов. Будучи избавлено от военной службы и всех налогов, это жреческое сословие являлось судьями, назначало наказания и награды, а также лишало права приносить жертвы, исключало из общества тех, которые не подчинялись их решению. Сущность учения друидов заключается в вере в переселение души, которая не умирает вместе с телом, но переходит в другие тела; в глубокой вере в загробную жизнь. Жертвами, более угодными богам, они считали человеческие. Отсутствие кастовой замкнутости и корпоративная организация делали друидов огромной силой; являясь представит. всех родов знания, занимались также и тайными знаниями: гадания, заговоры, умение подчинять своей воле высшие силы и т. п., ежегодно собирались на съезд, неподалеку от нынешнего Шартра (Франция). Ученые предполагают, что кельты заимствовали религию от финикиян, имевших торговые колонии в Галлии и Британии. Римское владычество положило конец друидизму задолго до появления христианства в Галлии. Повсюду смешиваясь с более сильными народностями, кельты относятся к той ветви индоевропейской расы, которой не удалось сильно выразить свою цивилизацию. Одни из них сохранили свое наречие и до сих пор, другие же удержали свой язык и национальные особенности только до введения христианства. Гаэлическое, или Гойделическое, племя, завоевав все британские острова (даже до сих пор на языке этого племени говорят в Ирландии и на возвышенностях Шотландии), подчинило себе народности, жившие там, и сделало свой язык господствующим. Вместе с наплывом новых людей, таковы переселенцы с востока, сюда заносится христианство, которое распространяется в городах уже в конце II в., главным образом в римских, и когда в IV в. сами императоры становятся христианами, уже существуют епископские кафедры (лондонская, йоркская, линкольнская), туземцы начинают подпадать влиянию христианства, и таким образом появляется Кельтская церковь. Около VI в. появляется монашество, проникшее из Египта сначала в Галлию, а потом и к британцам, совершенно сходное с египетским. Аббат монастыря, считаясь главою, соединял в себе как духовную, так и светскую власть; места эти удерживает за собой аристократия; епископы уже больше не правители и подчинены аббату. Каждое из епископств, основанное в Уэльсе в конце VI в. и до сих пор существующее, представляло отдельную единицу, подчиненную одному великому главе. Все они были независимы одно от другого. Обряд посвящения в епископы отличался от западного тем, что посвящение производилось одним епископом, а не тремя. Как место аббата, так и епископские кафедры попадают в руки аристократии, но авторитет аббата стоит выше епископа. Правильного полного систематического управления не было, что и способствовало падению кельтской церкви. В самом начале VII в. произошла конференция между епископами Уэльса и св. Августином, и так как она не привела ни к каким результатам, то произошел окончательный разрыв в сношениях между валлийской и английской церковью; всякие сношения, если таковые и были, считались незаконными. Так продолжается до начала IX в., когда король Экберт подчинил своей власти всю Англию, а также и все княжества Уэльса. Более всего кельтское христианство развилось в Ирландии. Разделяясь на множество племен, ирландцы или скотты, несмотря на междуусобицы, признавали безусловное подчинение своему племенному главе. Нашествие норманнов и англичан приостановило внутреннее развитие страны. Никогда не будучи завоевана Англией, Ирландия все же зависела от нее; христианство было занесено сюда приезжими торговцами. Религиозный центр и резиденция великого короля находились в Таре, в графстве Мит. Монашество тоже рано стало распространяться в Ирландии; предполагают, что оно развилось уже в конце IV в. Ирландская же церк. официальн. существовала, по неоспоримым данным, уже в первой половине V в., равно как и ирландское епископство. После смерти епископа Палладия, насадителя христианства в Ирландии, преемником его явился св. Патрик (ныне патрон Ирландии). Происходя из римских британцев, родился в графстве Гламорган, тщательного образования не получил, хотя оставил целый ряд сочинений; 16 лет, взятый в плен во время набега, был продан в рабство в Конауте, из которого бежал во Францию, где пробыл три года среди леринских монахов, затем в течение семнадцати лет был диаконом в Авнзерре. Будучи посвящен в епископы Ирландии, ревностно принялся за введение там христианства. Ирландией в то время правил Лойгэр, который хотя и был женат на христианке, но сам оставался язычником, что не мешало ему отличаться веротерпимостью к вводимому св. Патриком христианству. Первый письменный ирландский кодекс законов, в котором заметно влияние римских политических идей, был составлен королем не без помощи св. Патрика, а также с согласия всех остальных князей. При посредстве короля, св. Патрику удалось приобрести расположение князей, и вскоре они принимают христианство, так же как и народ, хотя с этим последним дело обращения в христианство шло гораздо туже. Св. Патрик много потрудился над тем, чтобы каждое племя имело своего епископа. Женские монастыри в Ирландии стали появляться еще в конце V в., под покровительством Св. Бриджиды, которая основала великое аббатство в Кильдэре, равно как и много других. Она является одной из популярных святых в Ирландии. Вообще монастыри отличались в Ирландии своей высокой репутацией.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.